Шахматное поколение
Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.
Когда же лучше начать заниматься с ребенком?
Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х. -Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте.
Чем полезны занятия шахматами для ребенка?
1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.
2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).
3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.
4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.
Идея обучения воспитанников нашего детского сада увлекательной игре в шахматы возникла тогда, когда воспитатель Домченко Марина Рашитовна приняла участие в семинаре-практикуме «Методика преподавания шахмат школьникам и дошкольникам», организованным МБУ ДО "Дом детского творчества" - вот тогда и начались шахматные баталии в группе.
Возрождение ценностного потенциала отечественной шахматной школы направлено на реализацию личностно-развивающей и гуманистической государственной политики дошкольного образования в нашей стране.
Входе реализации программы "Феникс" шахматы для дошкольников в совместной деятельности предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений. Планируемые результаты освоения программы воспитанниками соотнесены с основными требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования:
РЕБЁНОК
-приобретает потребность В действиях в уме и начальную мотивацию к интеллектуальной деятельности; проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение задач, иное);
-владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, в том числе на основе образно-символических и нормативно-знаковых материалов.
ПЕДАГОГ/ВОСПИТАТЕЛЬ
-создаёт интеллектуально-состязательную среду для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка;
-укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса «ребёнок- семья - дошкольная образовательная организация».
РОДИТЕЛЬ
-получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми в виде интеллектуально-состязательной игры в досуговое время;
-расширяет диапазон ответственности за выбор интеллектуального предпрофессионального развития своего ребёнка на раннем этапе его социализации.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вашему вниманию методический сайт для тех, кто осваивает в семье, в детском саду и в школе Федеральный курс “Шахматы – школе”, а также для всех, кому небезразлична судьба Шахматного всеобуча