Комплексная помощь детям с РАС дошкольного возраста


​СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования, законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральном законе от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2014);  Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

           В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. 


Документы

  • Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей". PDF
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же  оказания, им при этом необходимой помощи". PDF
  • Постановление от 09.10.2013 г. № 430-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округу - Югры "Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы". PDF
  •  Постановление от 13.12.2013 г. № 543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". PDF
  • Система образования детей с расстройствами аутистического спектра в ХМАО-Югре (методические рекомендации)

Уважаемые родители (законные представители)!

     6 сентября 2018 года  на площадке общественной палаты Российской Федерации состоялся круглый стол «Перспективы развития Карты возможностей особого ребенка в регионах России». Тема вызвала интерес специалистов, так как было подано более 400 заявок для участия в мероприятии из всех регионов нашей страны, в том числе дистанционно. Карта возможностей особого ребенка функционирует на сайте картавозможностей.рф и содержит в себе информацию более, чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями.

   Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с ОВЗ, недалеко от места жительства. Есть возможность комментировать информацию об учреждениях и добавлять новые объекты на Карту.

На Карте возможностей особого ребёнка каждый родитель сможет находить и передавать свои ценные знания и накопленный опыт, то она станет востребованным и незаменимым инструментом среди будущих и настоящих родителей и опекунов детей с особыми потребностями.

  • Информационное письмо руководителя проекта  "Карта возможностей особого ребенка". PDF
  • Презентация проекта  "Карта возможностей особого ребенка". PDF
Система образования детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В дошкольные образовательные организации дети, имеющие особенности развития, зачисляются, как правило, в возрасте старше трёх лет. Педагоги дошкольной образовательной организации, которую посещает ребенок, могут выявить у ребенка признаки расстройств аутистического спектра и направить на обследование в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.

​Дошкольный возраст – важнейший период для оказания психолого-педагогической помощи, от успешности которой в этот временной отрезок зависит не только приобретение ребёнком определенных компетенций, но и социально-эмоциональное развитие, адаптация к окружающей среде, а также возможность успешного перехода к школьному обучению. Поэтому организация воспитания и обучения детей дошкольного возраста с аутизмом является актуальной задачей на сегодняшний день. Для определения образовательного маршрута ребенка с аутизмом его родителям (законным представителям) необходимо обследовать ребенка в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии для установления статуса – «ребенок с ограниченными возможностями здоровья».

В нашем Учреждении функционирует Консультационный центр ссылка

Основные задачи деятельности Консультационного центра:

• оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с аутизмом;

• обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу ребенка с РАС;

• проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом,  психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста с аутизмом, не посещающих образовательные учреждения;

• обеспечение взаимодействия между дошкольной образовательной организацией, реализующей разработанную образовательную программу, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).


Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья​ в УчрежденииВ Учреждении функционирует кабинет учителя-логопеда, который  оснащен:
  • комплексом игровых и дидактических материалов для организации коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками имеющими ОВЗ:
  • автоматизированной методикой «Логопедическое обследование детей» для тестирования и обработки данных, которая предназначена для диагностики речевого развития детей с 4 до 8 лет.  Методика В.М.Акименко;
  • диагностика познавательного развития детей раннего возраста. Методика Е. А. Стребелевой;
  • «Сенсорный ящик»;
  •  «Говорящее зеркало»;
  • «Бегемот логопедический»; 
  • прибором ДИАДЭHAC, обеспечивающим динамическую элeктpoнeйpocтимуляцию рефлекторных зон, кожи; 
  •  интерактивной доской с программно-дидактическим комплексом  Мерсибо.
Кабинет педагога - психолога, который  оснащен:
  • Обучающим (дидактическим) материалом  Дары Фребеля,
  • Интерактивной панелью с набором  развивающих компьютерных игр, 
  • Компьютерный класс, 
  • Развивающим оборудованием Монтессори, 
  • Релаксирующая сенсорная колонна.

В Учреждении функционирует группа компенсирующей направленности, которая  оснащена: 

  • развивающими  многофункциональными панелями для  размещения бизибордов, 
  • мягкими объемными модулями, 
  • оборудованием и игрушками для сенсорной интеграции детей помогающие скорректировать нарушения моторики, мышления, восприятия, психоэмоциональной сферы, улучшить память и внимание - это  
  • Утяжеленный плед, жилетка; 
  • Яйцо Совы – мягкий кокон, создающий ощущение собственного безопасного пространства, в котором ребенок охотно играет и быстро успокаивается.
  • Сенсорный тренажер "Кочка Совы". («Кочка Совы» наполнена мягкими кубиками из вспененного полиэтилена. За счет неоднородной структуры Кочки лежащий на ней ребёнок получает дополнительную тактильную стимуляцию.)
Информация повышающая родительскую компетентность по обучению и воспитанию детей с РАС дошкольного возраста
​В рамках реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.05.2017 № 261-рп, органы исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются исполнителями плана мероприятий по реализации указанной Концепции согласно установленным срокам.

На сайте Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создан раздел «Помощь людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями» (http://www.depsr.admhmao.ru/reabilitatsiya-i-sotsialnaya-integratsiya-invalidov/ ).

В указанном разделе размещены нормативно-правовые акты, методические материалы и другая полезная информация для участников образовательного процесса.

Информационный материал "Родителям об аутизме. Что нужно знать"

Методические рекомендации по организации работы с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра

Алгоритм действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих услуги в образовательных организациях и организациях социального обслуживания, на трудоустройство по должности "тьютор", "ассистент (помощник)" 

Курсы повышения квалификации специалистов в области по работе с РАС​ООО «Инфоурок»

Курсы повышения квалификации по программе «Организация деятельности педагога-дефектолога с лицами, имеющими нарушения аутистического спектра в специальном образовании»,   (объём 1000 часов) в 2019 году прошла:

- учитель-логопед

АНО ДПО «Образовательный центр «Сова»

Курсы повышения квалификации по программе «Применение технологий коррекционного воздействия на детей с расстройствами аутического спектра и другими ментальными нарушениями» (объём 72 часа) в 2020 году прошли:

- заместитель директора,
- старший воспитатель,
- педагог-психолог,
- тьютор,
- учитель-дефектолог,
- музыкальный руководитель,
- воспитатель по ИЗО.
​​​Техническое оборудование​Предметно-пространственная среда для  обучения и воспитания детей с РАС дошкольного возраста​ в Учреждении ​(презентация)

Региональные нормативно-правовые акты Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
​Распоряжение заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 13.11.17 № 769-р "О деятельности рабочей группы по развитию региональной системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Югре"
Скачать​
​Межведомственный приказ от 07.09.2017 № 791-р/ 943/ 1379/ 243/2 /272/297/267 "Об утверждении регламента межведомственного взаимодействия, обеспечивающего деятельность по оказанию комплексной помощи людям с РАС, детям группы риска с признаками РАС и с РАС, их семьям в ХМАО - Югре" ​Скачать
​Межведомственный приказ от 07.09.2017 № 790-р/ 941/ 1378/ 243/1/298/243/1 "Об утверждении порядка взаимодействия базовых организаций при оказании комплексной помощи людям с РАС, детям группы риска с признаками РАС и с РАС, их семьям в ХМАО - Югре"Скачать
​Межведомственный приказ от 29.12.2017 № 1195-р/ 1505/ 1986/ 387/ 450 /17-р-446 "Об организации мероприятий по формированию системы контроля и оценки качества комплексной помощи, оказываемой детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям"​Скачать
​Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 18.05.2018 № 652 «Об использовании модели обучения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры при организации образовательного процесса»Скачать​
​Распоряжение заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 04.06.2018 № 273-р "Об утверждении Регламента Контроля и оценки деятельности по оказанию комплексной помощи людям с расстройствами аутистического спектра, другими ментальными нарушениями и их семьям в муниципальном образовании Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также критериев оценки"​Скачать